Седрик Клапиш:

"Мне хотелось рассказать гангстерскую историю, которая была бы связана с кинотрадициями гангстерских фильмов 50-х годов. Это также фильм о разнице полов, о том, как женщина попадает в мужскую среду.

Что мне больше всего понравилось в этом проекте — это возможность сделать фильм, радикально отличающийся от всего, что я делал раньше. Мне очень нравится этот фильм визуально, мне также очень нравится то, что происходило между мной и актерами, потому что с ними я пошел намного дальше, чем с актерами других фильмов".

Седрик Клапиш »

Седрик Клапиш о своей работе »

Интервью с Седриком Клапишем »


Российская пресса

Французские реки текут в Голливуд

В Петербурге премьерой фильма Оливье Даана "Багровые реки 2" открылся экспресс-фестиваль французского кино "Martelle". Пять новых французских хитов будут в течение двух дней демонстрироваться в кинотеатре "Jam Hall".

Фестиваль "Martelle" не для поклонников авторского кино. Три комедии и два полицейских фильма, один из которых тоже немного комедия: со стороны может показаться, что во французском кино ничего не изменилось со времен Луи де Фюнеса и Лино Вентуры. Так, да не так. Последние годы французское кино живет в состоянии мучительной раздвоенности между желанием сохранить национальный дух, который голливудофилы презрительно именуют "рассматриванием собственного пупка", и желанием делать так же, как в Америке, и еще круче.

03.04.04, Михаил Трофименков, газета "КоммерсантЪ" №60(2899) (статья целиком »)

Удачные конкуренты: новые французские кинокомедия и боевик начинают борьбу за зрительский успех

Успешно конкурировать с голливудской продукцией на российских экранах умеет, к сожалению, пока не отечественное, а французское кино. Оно, как и заокеанское, разнообразно по жанрам, французские звезды не менее загадочны и притягательны, к тому же во французских блокбастерах (если их крупнобюджетные проекты вообще можно так называть) нет голливудского лоска и глянца, отчего они кажутся ближе нашим фильмам и нашим зрителям. В четверг к уже идущим в кинотеатрах французским "Мечтателям" и "Анатомии ада" присоединяются "Миллион лет до нашей эры RRRrrr!" и "Ни за, ни против, а совсем наоборот". Это комедия и боевик, но ведь французские — значит, с изюминкой, по названию видно. Поэтому — доисторическая комедия и приключенческий боевик.

28.05.2003, Лера Бахтина, "Вечерняя Газета" (статья целиком »)

Одним зэком в кино стало больше

Фрэнк Хенри, автор пяти романов, сотрудничавший с французским режиссером Седриком Клапишем над сценарием его нового фильма "Ни за, ни против, лучше наоборот", предстал на днях перед судом, поскольку является... закоренелым рецидивистом, обвиняемым в дюжине преступлений, включая вооруженные ограбления...

25.05.2003, Rin.Ru (статья целиком »)

Тележурналистке Катрин явно не повезло — она слишком погружена в себя, чтобы проявить хоть искру таланта на съемочной площадке. Но тут она встречает Жана, предлагающего ей снять ограбление ювелирного магазина бандой, членом которой он является. Для девушки начинается новая жизнь, не имеющая ничего общего с ее предыдущими занятиями...

"Cinema Francais" (статья целиком »)

26-летняя Кати, оператор телевидения, попадает в шайку грабителей и поначалу беспрестрастно, через глазок объектива наблюдает за их действиями, но вскоре сама очень быстро втягивается в преступную жизнь...

25.05.2003, Алексей Дубинский, "Дневник кино" (статья целиком »)

Грабят-убивают!

Как обычно снимают кино про великолепное ограбление? Выбирают объект для ограбления, а дальше действуют по схеме -- все возможные варианты попадания в ловушку собственной алчности давно уже экранизированы. Нового придумать либо не стараются, либо просто не могут.

С лентой "Ни за, ни против (а совсем наоборот)" история та же. Разве что изменилась привычная мотивация -- эти люди всегда хотели стать гангстерами, чтобы носить хорошие шмотки и разъезжать в них в шикарных авто. Жить красиво может запретить только тюремная решетка и герои ленты, каждый раз невероятно близко подходя к этой грани, уходят от наказания, потому как риск, на который они идут, как правильно минимален, но и деньги, которые они при этом выручают, в большинстве своем, проматываются в кратчайший срок. Привычка же к хорошей жизни снова тянет их на ограбление. Они -- просто еще несколько хороших плохих парней.

28.03.2004, Александр Голубчиков, Темы.Ру (статья целиком »)


Французский режиссер Седрик Клапиш прославился тем, что два года назад снял молодежную еврокомедию "Испанка" - отвязное кино про поиски общего языка юными лоботрясами из стран шенгенской зоны. После громкого успеха Клапиш задумался и следующую свою картину решил делать с чувством глубокого уважения к традициям родного галльского кинематографа, а именно к гангстерским лентам с Жаном Габеном и Аленом Делоном.

24.03.2004, Игорь Потапов, Афиша@mail.ru (статья целиком »)


В прокат выходит новый фильм режиссера "Испанки"

На первый взгляд, "Ни за, ни против (а совсем наооборот)" не претендует на новизну и оригинальность. Историй о девушках, потерявших голову от прекрасных гангстеров, на экраны каждый год выходит по несколько десятков. И все же фильм о буднях банды очаровательных грабителей, во главу угла ставящих девиз "Никакого насилия!", радикально отличается от недавнего "Ограбления по-итальянски" и ему подобных проектов...

25.03.2004, Lenta.Ru (статья целиком »)


Золушка взялась за черную работу

Вчера в кинозале Центрального дома литераторов прошла премьера криминального фильма "Ни за, ни против (а совсем наоборот)", в котором простая французская девушка растрепала одну мужскую бандитскую компанию.

Комедиограф Седрик Клапиш, снявший "Ни за, ни против" сразу после кассовой комедии "Испанка", испугался, что к нему прилипнет имидж весельчака и попытался освоить другой жанр — "полицейский фильм в духе 50-х". Сначала повествование немного забегает в конец: главаря банды уже по заслугам валят на пол, ставят ему на голову ботинок и тем самым провоцируют на воспоминания, как он дошел до такой жизни: "Я всегда любил хорошую обувь". Первые дорогие ботинки, которые ему удалось раздобыть, повели себя как кружевной воротничок из рассказа Аверченко, в корне поменявший моральный облик героини: так же и у французского пижона сначала выяснилось, что "с красивой обувью нельзя одеваться как попало", а потом — что "в таком прикиде в метро не ездят". В общем, засосало.

25.03.2004, Лидия Маслова, Газета "КоммерсантЪ" №53(2892) (статья целиком »)


Горчица, кетчуп, два ствола

Нашей публике хорошо известны две работы французского режиссера Седрика Клапиша — комедия "Испанка" и рекламный ролик из серии "Презерватив спасает жизнь": в нем актриса Валерия Бруни-Тедески на улице роняет аквариум и бежит в аптеку, чтобы при помощи латексного изделия предотвратить гибель красной рыбки. В российский прокат выходит новый фильм Клапиша — "Ни за, ни против (а совсем наоборот)".

25.03.2004, Мария Кувшинова, Известия.Ру (статья целиком »)


Сказка про Золушку в криминальной обертке

Жила-была тихая замухрышка (Мари Жиллен). Тянула операторскую лямку на заштатном ТВ. Пока банде лихих уголовников не приспичило заснять на камеру свой очередной налет. Девушка без раздумий перескочила в их ряды. Легко обучилась ухваткам бандитского ремесла. Нужно -- выйдет живой приманкой, наживкой для похотливого богача. Потребуется -- разрядит обойму в лоб всякого, кто встанет у нее на дороге. Сюжет, что начинался на комедийный лад, завершит кровавая мясорубка. Банда решает ограбить банк, но попадает под пули стражей порядка. Братки кидают в беде братков. Своя шкура у каждого -- ближе к телу. А вожделенный денежный куш достается, конечно, самому циничному и юркому. Режиссер Седрик Клапиш ("Испанка") утверждает, что идею картины вычитал у модного философа Жана Бодрийара. Тот писал: "Добро -- это когда ты делаешь различие между добром и злом, зло -- это когда ты уже не видишь различия между ними; зло -- это смешение добра и зла". Герои картины -- отвязные братки -- и не стремятся почувствовать разницы.

Сергей Анашкин, "Кинопарк", март 2004


Легкое ощущение дежавю - все это где-то было, и не раз - в данном случае идет фильму только на пользу: Клапиш, как неожиданно выяснилось, умеет снимать криминальные истории так, как французы еще лет пятнадцать назад делали запросто, но сейчас совершенно разучились. Очень энергичный, однако совсем не бессоновский монтаж, разумная порция черного юмора, изящные диалоги - Клапиш выруливает между почти совсем комедией и вполне себе драмой так ловко, что переходов не замечаешь.

24.03.2004, Станислав Зельвенский, Afisha.Ru (статья целиком »)


Лучшие друзья девушки

Вопрос, в чем лучше грабить, приобретает новую остроту, подобно вопросу, в чем хранить сбережения. Евро или доллары? Евробоевики пока конкуренции долларовым не составляют, но очень стараются. Последний пример такой старательности — криминальный боевик "Ни за, ни против (а совсем наоборот)" — симпатичная история морального падения и неправедного обогащения одной милой парижанки.

24.03.2004, Антон Костылев, Газета.Ru (статья целиком »)


Более подходящего названия для этого фильма и не придумать. Ни за и ни против. Вопиющая индифферентность сквозит во всем, что происходит на экране. Серая мышка как-то совершенно нехотя погружается в параллельный ей мир криминала и гангстерской дружбы. Похожий путь проделывала Эммануэль Дево в недавнем французском же "Читай по губам". При всей схожести этих двух фильмов они - как плюс и минус на элементе питания. "Читай по губам" был истинно русским народным фильмом...

23.03.2004, Илья Миллер, РОЛ (статья целиком »)


Режиссер Седрик Клапиш, снявший два года назад прошедшую в нашем прокате "Испанку", сделал средний фильм, который может вам понравиться, если вы вообще любите французское кино в целом и французское криминальное кино без затей в частности. В "Ни за, ни против..." у героев нет мотиваций поступков, а у режиссера — желания или способности рассказать историю убедительно.

22.03.2004, Геннадий Устиян, InOut.Ru (статья целиком »)


Кинофильм, конечно, не является исследованием глубин психологии человеческого характера, но, некоторую почву для размышления сюжет, несомненно, предоставляет. Говоря о достоинствах фильма, следует упомянуть качественную операторскую работу. Сцены погони за удирающими гангстерами, перестрелки на фоне освещенной лунно-зеленой стены, тени людей, словно убегающие от своих хозяев в страхе за свою "теневую" жизнь, заставляют на какой-то момент забыть о недостатках этого кино.

23.03.2004, Игорь Михайлов, KinoAfisha.Ru (статья целиком »)


Коллеги и приятели искренне думают, что жизнь Кати сложилась если не как нельзя лучше, то по крайней мере не хуже, чем у людей. Сама же 26-летняя телеоператорша из программы новостей ненавидит и свою работу, и участь до старости быть такой же, как и все остальные. Избавление приходит с неожиданной стороны: к Кати приходят грабители с предложением снять их очередное преступление на пленку. Кроме экстрима во время выполнения задания после успешно провернутого дела девушка ловит другой не испытанный никогда в жизни кайф — тратить большие деньги. Но привыкнуть к новому образу жизни с дорогими тряпками, отелями и возможностью не глядя раздавать чаевые Кати успевает еще быстрее, чем понять, что награбленные деньги подходят к концу. Испытанный способ продлить сказку подсказывают новые друзья операторши, как раз планирующие новое ограбление. На этот раз шайка собирается проникнуть в хранилище банка, а Кати берет с собой уже не в качестве человека с киноаппаратом, а как полноценного члена банды.

Невинное личико Мари Жиллен когда-то украсило собой картину "Мой папа — мой герой", где актрисе пришлось играть переживающую пубертатный период дочурку Жерара Депардье. В полном черного юмора фильме Седрика Клапиша барышня доказывает, что способна не только мило улыбаться, но и делом доказать титул одной из многообещающих французских актрис. Мутирующую по ходу дела из криминальной комедии в триллер "Ни за, ни против, а совсем наоборот" не портит ни участие Винсента Эльбаза в роли босса парижских гангстеров, ни совершенно неполиткорректная концовка — роскошь, которую по нынешним временам могут позволить себе только европейцы.

"КоммерсантЪ-Weekend" №49 (2888) от 19.03.04


Французская пресса

"Мари Жилен — это один из самых прекрасных подарков, которые Бельгия когда-либо делала мировому кино. Вы уже сейчас можете назвать в ее честь улицу и возвести статую. Она блестящая актриса".

Бертран Тавернье, "Журналь Телевизе"


"...однако у нас есть милая драматическая комедия. Что ни в коей мере не умаляет таланта режиссера, которому пожелаем еще большей отваги в следующих фильмах".

Петер Дурунцис


"Полицейский детектив, сделанный не ради показа крови. Удачный поворот в карьере Клапиша".

"Стюдьо Магазин", Патрик Фарбр


"По образу своего названия, "Ни за ни против (а всё наоборот)" звучит как несколько вымученная шутка. Но эта небрежно брошенная шутка бумерангом вернется к персонажам и ударит по ним".

"Телерама", Фредерик Стросс


"Тонкое произведение, созданное по уже имеющемуся образцу, прекрасно подогнанному к повествованию. "Ни за, ни против..." — это медленный и стилизованный спуск в ад и, безусловно, фильм, который надо смотреть".

"Синопсис", Бенжамен д'Ауст


"Название "Ни за ни против (а всё наоборот)" звучит как несколько вымученная шутка. Но эта небрежно брошенная шутка бумерангом вернется к персонажам и ударит по ним".

"Телерама", Фредерик Стросс


"Он особенно хорош тогда, когда снимает кино с шайкой (молодых), а потому ему прекрасно удаются заурядные убийства среди друзей и истории о мелких хулиганах. Чуть-чуть комедия, но уж очень в стиле полицейского жанра, с явно читаемым желанием быть натуралистической. Хотя с небольшой щелкой, чтобы иметь возможность вдохнуть воздух и почувствовать, что там присутствует еще доля развлечения".

"Экспресс" Кристоф Карьер


"Своим фильмом "Ни за, ни против..." Клапиш решил попробовать себя в жанре детектива, который когда-то принес славу Жан-Пьеру Мельвилю. Однако кроме темы коварства их ничего не объединяет, это скорее приевшийся хлам о симпатичных мелких преступниках. Тема зла? Да нет, показанное в таком виде оно скорее внушает симпатию. Но не забудем упомянуть об игре Симона Абкарьяна, как всегда блестящую (здесь он исполняет роль продавца кебабов), а также игру Зинедина Суалема, очень забавного в роле хореографа девиц в кабаре".

"Юманите", Зоэ Лин


"Ни провал, ни фильм века. Но крепкий полицейский фильм, и очень развлекательный".

"Лезеко", Анни Копперман


"Очень впечатляющее (и очень забавное) начало фильма сразу вызывает в памяти фильм Мартина Скорсезе" и начало его фильма "Хорошие парни": "Сколько я себя помню, я всегда хотел быть гангстером"... И по образу этой сцены весь фильм — это его элегантная копия".

"Адан", Филипп Пьяццо


"Героическое усилие Седрика Клапиша возродить полицейский фильм "а ля франсэз", не растеряв при этом ни традицию, ни гуманизм. Браво за удачный ход как в игре в покер!"

"Сине Лив", Филипп Помье


"Увы, режиссер, похоже, не очень справляется с повествованием в стиле полицейского фильма. Неожиданно фильм начинает колебаться, лавировать, и оставляет смешанное чувство. Остается только игра актеров, блестящая, как всегда у Клапиша".

"Ле поуэн", Оливье де-Брюин


"Хороший сценарий, хотя не в полной мере захватывающий. Фильм скорее привлекает своей умной точкой зрения, не скатываясь при этом ни в морализацию, ни в карикатуру".

"Теле Сине Обс", Элоди Лепаж


"Клапиш любит менять стили, но разумно ли это делать на полном ходу развития сюжета? Сомнительно, даже если операторская работа прекрасна, а игра актеров (во главе с Венсаном Эльбазом) сногсшибательна".

"Фигароскоп", Франсуаза Мопен


"Фильм в серо-голубых тонах вдруг резко делает поворот в сторону кроваво-красного. Слишком поздно! Мы уже привыкли, и улыбка застыла на наших устах. Из смешения нравственных принципов Клапиш решил сделать смешение жанров. Отсюда некое недоразумение".

"Фигаро", Доминик Орд


"Клапиш ищет подмогу у современных американцев (Тарантино и компания), стремясь оставаться в ритме Анри Вернёйя. К фильму так внезапно теряешь интерес (при этом не обязательно доброжелательный), что с трудом просыпаешься к эпилогу. И только он, благодаря своей четкости, горечи и внутреннему нерву игры Мари Жилен, позволяет, наконец, выйти из той двойственности, о которой заявляло название фильма".

"Монд", Тома Сотинель


"Между строгим стилем "Читай по губам" Жака Одияра и театральностью "Багровых рек" Кассовица, фильм Клапиша не находит своей ниши и растворяется в довольно вялой форме, где желание поразвлечься и второсортная подача материала мешают поверить в происходящее".

"Кроникар", Фредерик Ба


"Клапишу можно не краснеть ни за свой сценарий, ни за эффектное ограбление. Но не ищите здесь саспенса, двусмысленности или трагического оттенка, которые составляют ценность таких фильмов, как "Хорошие парни" или "Самурай", которые цитирует режиссер".


"Ни за, ни против..." разочаровывает, не смотря на явное мастерство и смелое начало. Актеры играют талантливо, но без блеска, поскольку тоже оказались пленниками этого постоянного пережевывания "Хороших парней" и иже с ними. Жаль, потому что женский персонаж, финальный поворот и первые полчаса впечатляющи. Клапиш прошел мимо великого фильма".

"Месье Синема", Гийом Тион


"Режиссер в очередной раз показал свое мастерство в школьных шутках и ужасную неловкость в интроспективном анализе темных сил, одолевающих персонажей".

"Кайе де синема", Жан-Марк Лаланн


"Вероятно больше, чем об агрессивности молодых, Клапиш хотел рассказать о крайней глупости своих персонажей. Мрачный идиотизм пропитывает этот угрюмый фильм. Огромный сюжет, который, к сожалению, остался в сыром состоянии".

"Телерама", Фредерик Стросс


"Полицейский фильм с вялым ритмом. Не за, а скорее против, несмотря на некоторых хороших актеров".

"Лезенрокюптибль", Алекс Массон


"Что скрывается за этим неопределенным и даже непонятным названием? Ответ содержится, вероятно, в изменчивой морали Кати (удивительной Мари Жиллен, которая отошла здесь от слишком приглаженного образа своих предыдущих ролей)... "Ни за, ни против..." прекрасно сыгран и мастерски снят. Это прекрасный полицейский фильм, который, не привнеся ничего революционного в этот жанр, умно лавирует между комедией и драмой, напыщенностью и строгостью. Усвоив уроки Мельвиля и Скорсезе, Клапиш может подписаться под законченным произведением, которое выглядит несколько странно в его фильмографии, но не умаляет качества режиссера, который редко появляется там, где публика его ждет".

Патрик Бомон


* * *

"Седрик Клапиш пересматривает полицейский жанр с редкой отвагой, достойной самых великих режиссеров. Однако в области фильмов об ограблениях и о гангстерах планка слишком высока: Скорсезе, Тарантино... Клапиш не довольствуется тем, что уводит нас на боковую дорожку от традиционного полицейского фильма, он, более того, ставит нас в невыгодное положение... а нам это нравится! Единым махом мы оказываемся очень далеко от милых фильмов вроде "Испанки".

"Ни за, ни против..." доказывает то, что мир Клапиша — это мир с неуловимыми, подвижными составными. Его фильм оказывается одним их самых захватывающих, потому что он обладает особой, не поддающейся определению манерой снимать вещи. Каждый кадр наполнен удивительной напряженностью, планы сняты под беспощадным графическим углом, и одновременно с тем нами манипулирует музыка, которая словно впрыскивает нам под кожу опасные дозы тревоги и саспенса. Но самая замечательная черта фильма — в его неожиданном юморе, там, где его не ждешь, в утрировании и смешении ситуаций, и здесь Клапишу нет равных. Он извлекает неожиданное в банальных ситуациях и выплескивает смешной в напряженные моменты.

А этот совершенно индивидуальный взгляд на человеческие отношения, будь они розовые, как в "Испанке", или черные, как здесь, в "Ни за, ни против...", который придает фильму одновременно плотность и глубину. Венсан Эльбаз производит сильное впечатление в роли Жана, его взгляды не менее красноречивы, чем слова. Он прекрасно сыграл смешения чувств этого персонажа, властного, влюбленного, покровительственного, он никогда не бывает ни абсолютно белым, ни абсолютно черным. Что касается Мари Жилен в роли Кати, то она играет одновременно женщину, с виду хрупкую, но с огромной внутренней силой, и женщину с виду сильную, но скрывающую обжигающую ранимость. Поприветствует также исполнения Зинедина Суалема, Димитри Сторожа и Симона Абкарьяна, которые очень душевно сыграли гангстеров.

В "Ни за, ни против..." Седрик Клапиш берет нас за руку, чтобы рассказать историю одного ограбления: он начинает рассказ с характерной для него задушевностью, которая заставляет нас слепо доверится ему. И напрасно, потому что он бросает нас по дороге, которая разветвляется раз, другой..., опрокидывая всё раз, другой...

В таком случае это нельзя назвать крупным бандитизмом!"

Натали Дебавлар

« На главную